РОСТПОТРЕБЗАЩИТА – надежная защита прав потребителей в Перми и Пермском крае!
+7 (342) 287-0-778
+7 (342) 292-8-292
Туристические путевки




ПК ОО "РостПотребЗащита" защищает нарушенные права, интересы потребителей в спорах с турагентами и туристическими операторами. Действие ФЗ "О защите прав потребителей" распространяется на отношения, возникающие при реализации туристического продукта, что дает нашей общественной организации полный арсенал правовых возможностей для защиты интересов Потребителя. Мы оказываем правовую поддержку в форме консультаций, досудебного урегулирования спора в претензионном порядке от имени потребителя, а также, в случае необходимости, обращаемся в суд от имени потребителя в целях защиты и восстановления его нарушенных прав и законных интересов. 
Дополнительная информация.

Законодательство предоставляет гражданам большую систему гарантий прав туристов, а также запрещает включать в договор с туристом такие условия, которые могут понизить уровень этих гарантий. Однако на сегодняшний день практика включения в договоры реализации туристического продукта незаконных условий сохраняется.

Наиболее распространенными случаями нарушения условий договоров реализации туристического продукта являются:

1.       Замена отеля, который выбрал турист. Почти все турагенты (туроператоры) включают в свои договоры  условие о том, что подобная замена возможна по решению турагента или туроператора в случае сохранения класса услуг по ранее оплаченной туристом категории или с предоставлением в пользу туриста услуг более высокого класса без дополнительной оплаты.  Однако это прямо противоречит статье 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая исходит из недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, а изменение договора возможно только по соглашению сторон. В случае несогласия потребителя с указанным пунктом договора, турагент пытается объяснить,  что в его договоре с туроператором существует  аналогичное условие (туроператор может в одностороннем порядке производить подобные изменения в составе туристического продукта). Однако договор между турагентом и туроператором – это договор между двумя коммерческими организациями, для которых законодательством предоставлена существенно большая степень свободы, чем для договоров с потребителями. По этой же причине, данный договор не распространяется на отношения турагента и потребителя, поэтому указанные условия для последнего не являются обязательными.

2.       Условие о  возможности расторжения договора по инициативе турагента в случае существенного изменения обстоятельств. Закон о туристской деятельности в ст. 10 дает исчерпывающий перечень обстоятельств, в связи с которыми каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе требовать его изменения. Однако в договорах турагенты и туроператоры иногда пытаются расширить этот перечень, включив туда следующие: введение новых или повышение действующих налогов и сборов, изменение курса национальных валют, изменение стоимости оформления виз, неукомплектование экскурсионной группы необходимым количеством туристов и др. В этих случаях турагент или туроператор пытаются установить в договоре свое право на изменение стоимости тура, его содержания или отмену тура. Тем не менее, как уже было сказано, перечень оснований для одностороннего изменения договора, установленный ст. 10 Закона о туристской деятельности, носит исчерпывающий характер, и расширительному толкованию не подлежит.

3.       Законом о туристической деятельности предусмотрен обязательный претензионный порядок разрешения спора, однако туристические компании включают в тексты своих договоров условия, усложняющие возможность досудебного разрешения спора. Сокращение сроков для предъявления претензии, увеличение сроков для ответа на претензию, необходимость для потребителя прикладывать к претензии дополнительные документы, не предусмотренные законодательством. Все эти условия в значительной части нарушают права потребителей, поскольку в качестве своей цели они преследуют максимальное затягивание и усложнение обращения в суд. Согласно закону о туристической деятельности, потребитель имеет право обратиться в туристическую компанию с претензией в течение 20 дней с момента окончания договора о реализации туристического продукта. На указанную претензию туристическая компания обязана дать ответ в течение 10 рабочих дней. Договором между потребителем и туристической организацией могут предусмотрены иные сроки, но в любом случае они должны улучшать положение потребителя по сравнению с тем, что определено в законе.

4.       Установление фиксированных размеров удержаний за отказ от тура. Почти во всех договорах о реализации туристского продукта содержится условие, согласно которому при отказе от турпродукта с туриста удерживается определенный фиксированный процент от стоимости турпродукта. В некоторых договорах эти проценты пытаются маскировать под фактические расходы: «фактически понесенные расходы могут составлять 10% при отказе за месяц» и т.д. В большинстве случаев Роспотребнадзор и суды признают подобные условия договоров ущемляющими права потребителей. Согласно ст. 782 Гражданского кодекса РФ и ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», при отказе заказчика от договора об оказании услуг он обязан выплатить исполнителю лишь фактически понесенные последним расходы. Исходя из этого, с туриста могут быть удержаны только фактически понесенные и подтвержденные турагентом или туроператором расходы. Установление же фиксированных процентов удержаний незаконно.

Если Вы лично столкнулись с нарушением Ваших прав со стороны туристических агентств или туристических операторов, юристы ПК ОО «РостПотребЗащита» всегда готовы оказать Вам  надежную правовую поддержку в виде консультаций либо представления Ваших интересов в суде.  
button.jpg        button (1).jpg        symbol.jpg