РОСТПОТРЕБЗАЩИТА – надежная защита прав потребителей в Перми и Пермском крае!
+7 (342) 287-0-778
+7 (342) 292-8-292
Замена или возврат автомобиля по гарантии

1.jpg   

     Требование о замене автомобиля на новый или расторжении договора купли-продажи автомобиля (возврата денег за автомобиль) можно предъявить только при наличии существенного недостатка, под которым понимается "неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки". Расторгнуть договор купли-продажи автомобиля потребитель имеет право в случае  обнаружения производственного в течение 15 суток с момент приобретения автомобиля.

     Список критериев, по которым недостатки относятся к категории существенных открыт и вопрос, является ли наличие конкретных недостатков достаточным основанием для предъявления требования о замене автомобиля на новый, например, решается в каждом отдельном случае (это могут быть дефекты лакокрасочного покрытия (ЛКП), коррозия элементов кузова, систематически проявляющиеся недостатки, которые ранее также устранялись по гарантии и проч.). Как правило, решение вопросов о характере выявленных недостатков решается путем проведения судебной независимой экспертизы автомобиля, судебной автотехнической экспертизы автомобиля, при этом важная роль отводится формулировкам вопросов, поставленных перед автотехнической независимой экспертизой автомобилей, в том числе судебной экспертизой автомобилей. 28 июня 2012 года Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 уточнил, а если быть точным, детально определил критерии, согласно которым дефекты могут признаваться существенными.

Исходя из преамбулы и пункта 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей, под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные статьями 18 и 29 Закона, следует понимать: 

а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) – недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом, или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию; 

 б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, – недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования. 

В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом, исходя из особенностей товара, его цены либо иных свойств; 

 в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, – недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, – время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом; 

 г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, – различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; 

 д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, – недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению. 

В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара (по пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей) следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых, в совокупности, затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) в течение более чем тридцати дней каждого года гарантийного срока.

Как правило, данные вопросы разрешаются путем проведения автотехнических экспертиз. Перед судебной автотехнической экспертизой автомобилей (независимой экспертизой автомобиля) можно, в частности, поставить следующие вопросы:

Вопросы для автотехнической экспертизы автомобилей.
1. Какие дефекты имеются в автомобиле (ДВС, коробке передач, элементах подвески автомобиля, кузова и т.д.)?–(указать интересующие элементы, относительно которых возник спор)
2. Что послужило причиной их возникновения? Являются ли данные дефекты производственными или эксплуатационными?
3. Возможно ли устранение выявленных дефектов по существующим ремонтным технологиям?
4. Какова технология устранения выявленных дефектов?
5. Каковы временные и (или) материальные затраты, требуемые для устранения выявленных дефектов (какова стоимость устранения дефектов)?
6. С учетом характера и причин возникновения дефекта, возможно ли его проявление (повторение) после устранения?
7. Являются ли выявленные дефекты значительными (критическими) с технической точки зрения?

     Данный перечень вопросов, конечно же, не является исчерпывающим и может рассматриваться исключительно в качестве общего. Эксперты крайне редко выходят за пределы поставленных вопросов, а иногда не совсем корректно понимают те, которые перед ними стоят, - помните это, формулируя вопросы перед автотехнической экспертизой.

     Внимательно читайте, знакомьтесь с полученным экспертным заключением, анализируйте суть поставленного вопроса и ответ на него, насколько полными и действительно обоснованными являются выводы. При возникновении сомнений в сделанных выводах, имеет смысл рассмотреть вопрос о получении рецензии на такое экспертное заключение, и на этом основании ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной судебной автотехнической экспертизы.

     Принимая решение о целесообразности обращения в суд с требованиями о возврате (замене) автомобиля ненадлежащего качества, следует также обратить внимание на общее количество времени, когда автомобиль (сложнотехнический товар) находился на ремонте в течение каждого гарантийного года. Если этот период превышает в совокупности 45 дней при устранении одного недостатка (а в отдельных случаях 30 дней в течение года, точнее, не менее 30 дней в течение каждого гарантийного года эксплуатации), то Вы имеете право обоснованно предъявить требование о замене автомобиля по гарантии или о расторжении договора купли-продажи автомобиля, при этом Вам должна быть выплачена денежная сумма, эквивалентная стоимости аналогичного товарного автомобиля на момент удовлетворения такого требования или вынесения судом решения. Но и в этом случае, судом также может быть назначена судебная независимая экспертиза качества, что несколько увеличивает время рассмотрение дела в суде.

     Законодательство в сфере защиты прав потребителей предусматривает возможность предъявления требований о замене автомобиля или расторжении договора купли-продажи также в случае необоснованного отказа в гарантийном ремонте. Например, когда при неоднократных обращениях в сервис с требованиями об устранении дефекта, Вам отказывают в таком устранении, т.е. не "видят" или не хотят "видеть" производственный дефект.

     В заключении хотелось бы отметить, что данная статья носит осведомительный характер, преследующей цель ознакомить граждан с их правами и законными требованиями. Решение конкретной ситуации требует грамотного анализа со стороны профессиональных юристов. Наша общественная организация  готова взять на себя решение Ваших проблем, помочь с проведением независимой автотехнической судебной экспертизы автомобилей, с заменой некачественного автомобиля на новый по гарантии или возвратом уплаченной за автомобиль денежной суммы, помочь возместить Вам убытки, вызванные колебанием цен, а также с компенсацией морального вреда.

Для записи на консультацию достаточно позвонить по телефонам, указанным на сайте. Мы ждем Ваших звонков! 
К списку статей

1.jpg